2.5. Воспитание и начальная дрессировка

Собака является единственным домашним животным, которое стре­мится выполнить то, что требует от него хозяин. Ваш питомец будет охотно работать, не требуя другой награды, кроме ласкового слова или похвалы, тогда как другие животные дрессируются по принуждению или за лакомство.

Воспитание начинается с момента приобретения щенка. Регулярное кормление, отсутствие подачек, сон на своем месте, запрещение лазить на кровати и диваны, ласка только от своих — вот первые шаги в воспи­тании.

Воспитательный процесс всегда обоюдный. Помогайте собаке воспи­тывать Вас, обратите внимание на свою выдержку, способность сохра­нять спокойствие, настойчивость в достижении цели, не перекладывайте ' на собаку свои неудачи  и неурядицы.

Щенок — существо особое, он быстро обучается и быстро забывает, он всегда немного возбужден, легко утомляется, но не может, да и не должен долго оставаться неподвижным, а главное — это в будущем умная и воспитанная собака.

Чтобы Ваши взаимоотношения с собакой приносили Вам обоим радость, чтобы воспитательный процесс стал успешным, станьте самым необходимым и любимым существом для собаки. Старайтесь больше времени бывать со щенком, играйте и занимайтесь с ним каждую свободную минуту. Вы должны стать источником не только пищи, но и любви и ласки. Это произойдет не сразу, но когда Ваша собака в при­сутствии других собак и людей предпочтет Вас, считайте, что Вы начали воспитание с большой победы.

ПОМНИТЕ — щенок это личность, а не игрушка, воспитывайте его, а не муштруйте. Бить щенка нельзя, т. к. может получиться трус и подха­лим. Наказывать провинившегося щенка надо сразу же после соверше­ния им проступка. Наказывать за проступок, совершенный давно, не имеет смысла, т. к. он не поймет, за что ему попало. До 5—6 месяцев не ругайте щенка, если он пачкает в доме — значит Вы мало и несвоевре­менно с ним гуляете. Наказание должно быть такой силы, чтобы вызвать пассивно-оборонительную реакцию, но не панический страх. Легкие шлепки, как правило, не оказывают воспитательного значения и воспри­нимаются как приглашение  к игре.

Не позволяйте щенку играть с посторонними людьми. Кому нужна собака для всех? Но вместе с тем, щенок не должен относиться к посто­ронним агрессивно или боязливо. При появлении человека подзовите щенка к себе и принудите его идти рядом с Вами, пока посторонний не пройдет. Не следует отдергивать поводком щенка от посторонних или шлепать его за попытку контакта, щенок свяжет наличие незнакомого человека с  болевым ощущением,  появится боязнь.

Приход гостей (посторонних людей) с точки зрения собаки — нарушение территориальных границ. Не посылайте щенка на место, не запирайте его в другой комнате. Нужно воспитать щенка как хозяина территории. Следует предупредить знакомых и друзей о том, что нельзя заигрывать с чужой собакой  и  подкармливать ее.

Заниматься начинайте со щенком в квартире, по мере отработки навыков переносите занятия на улицу. К командам щенка надо приучать постепенно, не применяя силу. Занятия нужно начинать в максимально раннем возрасте, т. к. с двухмесячного возрасту до года собака нахо­дится в стадии наибольшей восприимчивости. Но в 8—10-недельном возрасте маленький щенок очень легко устает, и ему могут надоесть занятия. Поэтому не повторяйте команды более 3—4 раз кряду, дайте ему отдохнуть. Работая с собакой, надо чувствовать границу и меру настойчивости и требовательности, через которые переступить нельзя, иначе у животного может произойти нервный срыв и от дрессировки на время придется отказаться, а, возможно, и все начать с нуля, даже если ранее какой-либо  прием  был усвоен.

Занимайтесь по схеме: одно упражнение — перерыв на игру. На первой ступени вполне достаточно занятий по 5 минут за раз— время увеличивают в 4—5 месяцев по мере того, как щенок развивается физически и умственно. Занятие заканчивайте на положительных эмоци­ях, на похвале щенку; поэтому не стоит разучивать новые или сложные команды в конце занятия — пусть он сделает то, за что вы его сможете похвалить. Ежедневно повторяйте все ранее отработанные команды и добивайтесь немедленного их выполнения. Убедитесь, что он усвоил эти команды, тогда переходите к следующим.

Не стесняйтесь лишний раз похвалить щенка в случае удачного выполнения команды. Подав команду в ласковой интонации («Хорошо»), погладьте собаку и дайте ей лакомство. Не скупитесь на ласку и открыто демонстрируйте щенку свою радость при правильном его поведении, это тоже является поощрением для собаки, и не менее значимым, чем пищевое подкрепление. Услышав одобрение, маленький эрдель будет стараться еще больше. Не забывайте поощрять лакомством: сначала за каждый выполненный прием, затем реже, но при дрессировке лакомст­во должно быть у Вас при себе всегда. Давайте его маленькими кусочка­ми, чтобы щенок только ощутил его вкус, но не наедался. Ни в коем слу­чае нельзя заставлять собаку работать после кормления: необходимо дать ей отдохнуть и переварить пищу. Также запомните: к моменту заня­тий собака должна быть здорова, выгуляна и не очень голодна.

Если щенок не понял, что от него требует хозяин, не стоит сердиться на него, он будет работать еще хуже. Если собака выполняет команду медленно, недостаточно четко—все равно похвалите ее—в следую­щий раз она выполнит прием лучше. Когда собака ошибается, поправ­ляйте ее, сначала лаской, затем — по мере обучения — более строго. Старайтесь не раздражаться, соберитесь, ободрите щенка, повторите команду настойчиво, твердым голосом (но имейте в виду: на собаку наиболее эффективно воздействует тон Вашего голоса, а не его гром­кость), добивайтесь ее выполнения. Щенок должен усвоить, что дресси­ровка — не игра, и команда должна быть выполнена, несмотря ни на какие отвлечения. В противном случае щенок поймет, что выполнение команды не обязательно.

И еще один немаловажный момент, который долженпомочь Вам понять психологию собаки: когда-то предки нынешних домашних собак жили в стаях, где строго соблюдалась нерушимая иерархия. Вы, как воспитатель щенка, выполняете, по его понятию, роль вожака стаи. Но вожак стаи — это не только любовь, но и требовательность. Настойчиво, сохраняя спокойствие, добивайтесь выполнения команд при условии, что Ваши требования разумны, с учетом возраста щенка. С этой же «со­бачьей» точки зрения, если Вам пришлось наказать собаку, то не позволяйте ей удирать после наказания — с ее точки зрения, такая стычка закончилась в ее пользу, в крайнем случае, вничью. Заставьте ее подождать, пока Вы сами не отпустите. Но не забывайте, что в дресси­ровке эрделя ни в коем случае нельзя злоупотреблять наказанием. Не идите на поводу у собаки — тем самым Вы показываете, что готовы подчиниться, ставите себя рангом ниже. В этом случае собака может вырасти непослушной, а это не только принесет огорчения Вам, но может быть и опасно для окружающих. Все остальные члены Вашей семьи, включая самого маленького ребенка, также стоят выше собаки в этом «табеле о рангах». Это очень важно: подрастающий эрдель не должен чувствовать себя сильнее кого-либо из Вас, он не имеет права покусать или ослушаться кого-либо из домочадцев.

Да и вообще, хотя уже много веков собака живет рядом с человеком и во многом приспособилась к нашему человеческому обществу, однако ее поведение по-прежнему подчиняется законам, царящим в волчьей стае, и разгадку ее «странного», на наш взгляд, поведения надо искать в природе. Поясним это на нескольких примерах. Иногда, чаще по вечерам, можно услышать, как пес воет. Одна из функций этого звуко­вого сигнала—призыв сородичей. Поэтому не стоит удивляться, когда, возвращаясь вечером домой, где Вы оставили в пустой темной квартире малыша, не привыкшего к одиночеству, Вы услышите этот призыв — мольбу покинутого существа. Если Вам приходится уходить, оставляйте включенными  радио и настольную лампу.

Бесполезно ругать собаку за то, что она, укладываясь, предваритель­но крутится и сбивает лапами подстилку. Привычка утаптывать место для отдыха свойственна всем диким родственникам собаки. Не считает себя виноватой и собака, вывалявшаяся, к Вашему ужасу и негодованию, в тухлой рыбе,» дохлой кошке или чем-то еще худшем. В природе все собаки проделывают это, во-первых, спасаясь от насекомых, а во-вторых, потому что ей становится легче метить свою территорию запахом. И кощунственно это только с человеческой точки зрения, а для собаки это естественный поведенческий инстинкт, живущий в ней с глубокой древности. Полностью отучить собаку от этого практически невозможно, необходимо лишь внимательно следить за ней на прогулке и вовремя пресекать подобные попытки- А если уж Вы зазевались — не драматизируйте ситуацию. Лучше вымыть своего эрделя, чем, сорвав на нем свою досаду, испортить ему характер или потерять контакт с ним. Таким образом, помня об этом «наследии предков», Вы сможете совсем другими глазами посмотреть на. многие поступки своего до­машнего любимца, которые Вас раздражали, и конфликтов между вами будет гораздо меньше.

Помните также, что мир собаки — это мир запахов. Ей просто необ­ходимо нюхать. Иногда можно увидеть, как хозяин наказывает пса за то, что он тщательно вынюхивает оставленную на снегу «собачью метку» или за то, что он обнюхивает встреченную собаку. Все это проделыва­ете я с нескрываемой брезгливостью на лице и с увещеваниями типа «Как тебе не стыдно!». Безусловно, с нашей, человеческой точки зрения собака занималась абсолютно бесполезным делом. Но пес смотрит на вещи иначе: обнюхав кустик, где незадолго до этого отметился его четвероногий собрат, он получил информацию о том, кто, когда, с кем, в каком состоянии и с какими намерениями здесь был. Это частичка жизни собаки, ее внутренний мир. И мы должны относиться к этому по крайней мере с пониманием. Представьте себе, как бы Вы сами отнес­лись к тому, что Вам, например, запретили разговаривать с друзьями по телефону или косо посмотрели на то, что вы здороваетесь со знакомым за руку.

Многое в поведении собаки зависит от возраста. Например, в возра­сте примерно от 3 до 6 месяцев у щенков наступает так называемый период пассивно-оборонительной реакции. В это время они могут бояться незнакомых предметов, посторонних людей и т. п. Не отчаивай­тесь — это пройдет, как только щенок переступит определенный возра­стной рубеж. Постарайтесь осторожно знакомить щенка с испугавшим его предметом, дать обнюхать его, и не допускайте ситуаций, способных закрепить проявление пассивно-оборонительных реакций. Нежелатель­но, например, чтобы щенка в этом возрасте покусала взрослая собака.

Эрдельтерьер — существо сложное и многогранное. Он умеет любить, ненавидеть, испытывать муки ревности, тосковать и радоваться. Самое глазное — понять внутренний мир, его неповторимость и индиви­дуальность, не относитесь к нему, как к бездумному автомату. Никогда не забивайте о его чувствах! Вы — вожак для четвероногого друга. Чем лучше Вы будете исполнять ту нелегкую обязанность, тем крепче будет контакт между вами, тем больше приятных минут вы проведете вместе.

Заниматься со щенком надо только самому, щенок должен знать только хозяина и членов его семьи, поэтому не позволяйте посторонним гладить и играть со щенком. Во время занятий не разрешайте щенку драться, бегать за кошками и птицами, лаять на посторонних людей,— он должен их просто не замечать.

И еще один очень важный совет: НИКОГДА не начинайте занятия, если Вы «не в духе Кличку, команды «ко мне», «место», «фу!» щенок должен усвоить до двух месяцев, затем можно начать отрабатывать с ним команды «си­деть», «лежать», «стоять», «рядом», «аппорт»  и другие.

1. КЛИЧКА, Называть щенка всей семьей надо одинаково. С са­мого первого дня при каждом
удобном случае обращайте на себя внимание щенка, подзывая его по имени и обязательно лаская его
при этом. Перед тем как кормить, назовите малыша по имени. Когда он подойдет, повторите кличку 2—3 раза и дайте ему еду. Через один-два дня щенок усвоит свой первый урок, особенно если клич­ка будет произноситься с одной интонацией и без дополнительных слов, затрудняющих ее запоминание.

2. «КО МНЕ». Это самая главная команда. Ее отработка требует от владельца щенка предельного внимания, настойчивости и ласко­вого обращения с питомцем. Надо запомнить, что команду «ко мне» нельзя подавать в угрожающей интонации, нельзя наказывать подошедшего к Вам по команде щенка ни за какие провинности, эта команда должна быть связана со всем самым приятным для щен­ка — общением с любимым хозяи­ном, лаской, лакомством, корот­кой,  но веселой игрой. Команда   имеет    первостепен­ное значение в жизни собаки, так как является основной связующей ее с хозяином командой. Чем луч­ше   она   будет   усвоена,   чем   бе­зотказнее и быстрее будет выпол­няться, тем успешнее пойдет вся остальная дрессировка. На прогул­ках, как бы далеко ни убежал Ваш щенок,   куда   бы   он   ни   запропа­стился, какая бы ни угрожала ему опасность, команда «ко мне» дол­жна заставить его немедленно по­дойти к Вам. Так с чего же начать? Утром, когда щенок только что проснулся, сделал свои дела и на­ступило время кормежки — держа в руке мисочку с едой,  обратите на  себя   внимание  щенка,   назвав его кличку. Как только щенок от­реагирует,  ласково  позовите его, например, «Тина, ко мне». Поста­райтесь  заинтересовать  его  едой и когда  он  подойдет,   повторите ласково «ко мне», потом похвали­те   и  дайте  корм.  В  дальнейшем при каждом кормлении отрабаты­вайте команду «ко мне».Первое время команду пода­вайте одновременно с кличкой, а затем переходите только к од­ной   команде   «ко   мне».   Однако проводить такие занятия только во время кормежки недостаточно. В перерывах между едой, когда пес не увлечен каким-нибудь заня­тием, еще лучше, когда он следит за Вами, надо, ласково позвав щенка по кличке, весело подать команду. Для привлечения внима­ния можно слегка похлопать в ла­доши, а в дальнейшем использо­вать правильный жест—прямая рука, поднятая до уровня плеча и опущенная к бедру (без хлопка). Если щенок не подойдет или под­ходит вяло, повторите команду несколько громче и покажите ему кусочек лакомства. Когда и это не поможет, сделайте два-три шага в сторону. Щенок заметит Ваше движение и побежит к Вам. Обяза­тельно добейтесь энергичного подхода и выполнение подкрепите лакомством, лаской, словом «хо­рошо». Команда «ко мне» ни в ко­ем случае не должна стать коман­дой, обозначающей конец прогул­ки, иначе можно получить нега­тивную на нее реакцию. Много раз на выгуле подзывайте собаку, по­ласкав и угостив вкусным кусоч­ком, отпускайте ее. Идя домой, берите пса на поводок заблаговре­менно. По дороге домой займи­тесь отработкой движения рядом с хозяином, да и эрделька успоко­ится после беготни на прогулке.

При выполнении команды «ко мне» собака должна обойти Вас сзади и сесть у левой ноги хозяина. Для достижения этого, показав собаке лакомство, зажатое в пра­вой руке, Вы прячете руку за спину, увлекая подошедшего к Вам эрделя. Затем Вы переклады­ваете   кусочек   в   левую   руку,   и слегка поднимаете ее: таким обра­зом щенок вынужден обойти Вас и, стараясь дотянуться до лакомст­ва, сесть. После того, как пес ся­дет, отдайте ему вожделенный кусочек.

Регулярно занимаясь со щен­ком, Вы приучаете его не только выполнять команду, но и прини­мать похвалу за правильное вы­полнение команды. Каждый раз, отправляясь на прогулку, обяза­тельно берите с собой лакомство: кусочки сыра, печенья, мяса, суха­рик. Не так важно, что Вы ему дадите, важно, что его послушание будет вознаграждено, и он полу­чит кусочек не просто так, а за работу. Такие занятия надо прово­дить ежедневно до тех пор, пока пес не усвоит команду. В дальней­шем эта команда подается по ме­ре надобности, но ее выполнение обязательно надо подкреплять по­хвалой  и   иногда лакомством.

Но вдруг случится, что щенок не-выполнит Вашей команды и не подойдет к Вам, а Вы почувствуе­те, что занятия начинают ему на­доедать, он устал и, несмотря на все Ваши усилия, работа остается безрезультатной. В этом случае немедленно займите щенка весе­лой игрой или поведите на прогул­ку, «чтобы он на время забыл про занятия. После отдыха выберите удобную минуту, когда пес будет свободен, и весело подайте коман­ду «ко мне». Подбежавшего щенка похвалите   и   угостите   лакомством.

3. «ГУЛЯЙ». Как только щенок начнет вести себя дисциплиниро­ванно и будет слушаться хозяина, его    можно    начать    приучать    к команде «гуляй». Для этого в ма­лолюдном месте надо спускать щенка с поводка, подавая коман­ду. Когда щенок почувствует сво­боду и начнет отбегать на слиш­ком большое расстояние, его надо подозвать — «ко мне», погладить, дать лакомство и снова отпус­тить — «гуляй» и побуждающим к прогулке жестом правой руки впе­ред.

4. «ФУ!». Подрастающий ще­нок, как и взрослая собака, дол­жен немедленно и безотказно вы­полнять запрещающую команду «Фу!». К четырем месяцам Ваш щенок будет совершать и большое количество нежелательных для Вас действий. То он бросится за кош­кой или облает и испугает малень­кого ребенка, то схватит на улице какие-нибудь отбросы, то заберет­ся на стол и утащит оставленную провизию. Да мало ли что может натворить за день живой, энергич­ный эрделька!

Чтобы проказы и шалости не вошли в привычку, их надо немед­ленно пресекать, для этого и слу­жит запрещающая команду «фу!». При хорошей отработке этой команды нежелательные действия будут прекращены мгновенно, почти автоматически. Команда «фу!» подается резким и строгим голосом и сопровождается шлеп­ком или ударом прутиком либо свернутой газетой, а если щенок на поводке, то легким рывком поводка. В момент совершения проступка строгое «Фу!», подкреп­ленное физическим воздействием, всегда произведет нужное дейст­вие. Щенок быстро воспринимает «Фу!» как наказание за совершае­мый проступок и по этой команде немедленно прекращает проказы. При выработке этой команды надо исходить из следующих обязатель­ных правил: — нельзя подавать команду, если щенок еще не на­проказил или совершил такой про­ступок, который не воспринимает­ся им как недозволенное дейст­вие. Пес должен сразу понять, за что подана команда «Фу!» и какое действие он должен прекратить;

  если   щенок    не   выполнил команду, надо обязательно добиться    ее    выполнения,     повторив «Фу!» более  грозным   голосом и сопровождая команду более ощутимым   физическим   воздействием; нельзя      злоупотреблять
командой «Фу!». Это может при­ вести   к   тому,   что  щенок   начнет бояться   своего   хозяина   или,   что еще хуже, привыкнет к постоянному  окрику; не   следует   давать    щенку забыть команду «Фу!», даже если он примерно себя  ведет. Время от времени провоцируйте его на со­вершение     недозволенного    про­ ступка   и   резким   «Фу!»  своевре­менно одергивайте его. Например, можно «забыть» вкусную еду в не­ положенном    месте    и,    спрятав­шись,   наблюдать   за   действиями щенка. Как только он сделает по­ пытку схватить ее, строгое «Фу!» и   шлепок   напомнят   шалуну,   что это   запрещено   и   существует   на свете грозное «Фу!».

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗА­ПРЕЩАЕТСЯ после того, как пода­ли команду «ко мне», наказывать собаку или тут же брать на поводок после непродолжительной прогулки, чтобы увести домой. Ес­ли собака нахулиганила, убежала и не хочет подходить к Вам, но спустя какое-то время все-таки подошла по команде «Ко мне», вы не можете наказать ее, как бы Вы ни были сердиты на своего пса. В противном случае, пр~й~п6вторе-нии такого случая, собака не по­дойдет к Вам вообще. Щенку, как и маленькому ребенку, свойствен­но непослушание. Вроде бы все хорошо: Вы подзываете питомца к себе, он подходит и вдруг... Чуть пригнув к земле голову, пес стоит на расстоянии нескольких шагов от Вас и как будто не слышит то, что Вы ему говорите. Вы пробуете приблизиться к нему, делаете шаг в его сторону, но он ровно на шаг отступает от Вас. Вы бежите к не­му, он убегает от Вас. Вы оста­навливаетесь и он остается на ме­сте. Обычно такое происходит тог­да, когда Ваш питомец нашел на земле что-то такое, что во время прогулки на поводке ему с земли поднимать запрещено. Это может быть старая кость, селедочная го­лова, консервная банка, от кото­рой еще пахнет мясом или рыбой. В таких случаях последовательно подаются две команды: «Фу!» и «Ко мне». Но щенок, как правило, пропускает их мимо ушей. Он уже достаточно умен для того, чтобы понять: раз не на поводке, значит, можно и «не слышать» приказа­ний. Выход один: пес должен по­нять, что после этих команд ему волей или неволей, но придется оказаться рядом со своим хозяи­ном. Как же этого добиться? Идя на прогулку,  кроме поводка при вяжите к ошейнику легкий длин­ный шнур, который соберите коль­цами и держите в руке. Во время прогулки отстегните карабин и дайте команду «гуляй». Когда ще­нок побежит, пусть шнур свободно разматывается. Только следите, чтобы щенок в нем не запутался. Приманку можно раскидать зара­нее. Когда щенок подберет ее, дайте команду «фу!» и «ко мне!». Конечно, он не бросит подобран­ное и не кинется к Вам, он понима­ет, что свободен и может посту­пать как желает. Начинайте подтя­гивать к себе щенка, собирая шнур и повторяя при этом тихо и спо­койно:     «ко     мне»,     «ко     мне».

Вскоре щенок окажется ря­дом с Вами, погладьте его как ни в чем не бывало, по­хвалите за то, что он «сам» подошел к Вам и отпустите его снова. Так надо проде­лать несколько раз. Постепен­но пес поймет, что ослу­шаться Вас бесполезно, что после приказа какая-то неве­домая сила все равно приведет его к хозяину и что уж луч­ше повиноваться, тем бо­лее что за это не следует никакого наказания, а, напро­тив, можно даже получить ла­комство.

Обязательно следите, чтобы собака не занималась изучением содержимого помойных ведер на улице и вообще, необходимо как можно раньше отучить ее подби­рать с земли всякие «вкусные» с собачьей точки зрения вещи. Для этого перед очередной прогулкой попросите постороннее для щенка лицо (это нужно, чтобы от приман­ки не пахло хозяином) разложить в определенных местах кусочки мяса, сыра, колбасы и т. д. Во время прогулки надо ненароком подвести щенка к намеченным ме­стам. При попытке схватить при­манку, хозяин дает резкую коман­ду «Фу!» и должен резко рвануть поводок на себя. При каждой но­вой попытке команду и рывок повторить. Так же можно пореко­мендовать выгуливать собаку до 8—10 месяцев в наморднике — собака не сможет ничего подо­брать с земли и со временем перестанет интересоваться под­ножным «кормом».

Необходимо приучить щенка не брать корм из чужих рук. Для того, чтобы закрепить этот навык, Вам потребуется помощь других людей, желательно не знакомых для собаки. Во-первых, приучите эрдельку, чтобы он не ласкался к каждому прохожему. Вы убеди­тесь, что это довольно трудно, т. к. эрдель обычно без злобы, а скорее даже с излишней при­язнью относится к людям. Попро­сите кого-нибудь привлечь внима­ние малыша во время прогулки, а когда он подбежит — сделать что-либо неприятное для щенка: стукнуть легонько по носу, облить водой, затопать ногами. Тогда щенок запомнит, что к незнакомым людям лучше не подбегать. Ко­нечно, одного такого урока будет недостаточно, но неоднократное повторение таких неприятностей даст необходимый эффект.

На следующем этапе обучения пусть незнакомец предлагает щен­ку лакомство. Когда щенок схватит кусочек, шлепните его легонько, сказав при этом «Фу!». Повторите несколько раз. Затем проведите для собаки такое испытание: на прогулке оставьте эрдельку одно­го и скройтесь. В это время пусть Ваш помощник даст ему лаком­ство, сильно приправленное пер­цем. Если щенок не берет его, выйдите и сразу похвалите. Если же малыш схватит лакомство, то сразу почувствует резкий вкус по рту и тут же услышит резкий окри*с «Фу!». Развивайте и закрепляйте негативное отношение к лакомству из чужих рук и когда к Вам в дом приходят гости. Следите за тем, чтобы собака не брала угощение не из боязни удара, то есть не пятилась в угол, когда ей предла­гают кусочек, а относилась к нему абсолютно равнодушно, или даже несколько агрессивно. Допускает­ся несколько подтравить щенка словами «Чужой» на протягиваю­щего лакомство человека. Не сто­ит добиваться того, чтобы эрдель бросался на протянутую к нему руку, но хорошо, если он выража­ет лаем свое недовольство по поводу так нетактично предложен­ного кусочка.

5. «МЕСТО»—еще одна из первых команд, которые должен знать Ваш эрдель. Щенка уклады вают на отведенном ему месте, стараясь делать это без всякого принуждения, и при этом ласково повторяют два-три раза «место, место». Одновременно щенка слегка поглаживают по спинке, стараясь успокоить его. При по­пытке малыша вскочить его опять осторожно укладывают и повторя­ют команду «место» несколько более настойчивым голосом. Это упражнение надо проделывать очень терпеливо до тех пор, пока щенок не смирился и не удержал ся хотя бы некоторое время на своем месте. Помните, что щенок очень скоро привыкнет к своему месту, а разные поблажки с Вашей стороны только излишне затянут обучение. Команду «место» надо повторять несколько раз в день до тех пор, пока щенок не усвоит, где находится его постоянное место, и самостоятельно не будет там укладываться на отдых. Не гоняйте щенка на место беспрерывно, а лишь когда он действительно ме­шает. После того, как навык будет закреплен, место возвращения может быть обозначено любой вещью дрессировщика, например сумкой, поводком и т. д. Команда «место!» станет настолько привыч­ной для щенка, что для ее выпол­нения редко требуется повторное приказание. Но необходимо по­мнить, что место щенка — его «крепость», его владения. Ни в ко­ем случае нельзя наказывать ма­ленького эрделя на его месте, даже если он сильно и серьезно провинился. По мере выработки этой команды ласковый тон, кото­рым она произносится, следует за­менять более повелительным, а затем и приказным тоном. Следу­ет добиваться, чтобы собака оста­валась на месте даже в отсутствие своего хозяина, при этом она дол­жна быть равнодушна к посторон­ним людям, собакам, кошкам, а также звукам, шумам, выстрелам и т. д.

6. «СИДЕТЬ». Обучение коман­де лучше всего проводить во вре­мя прогулки, после того, *ак ще­нок основательно выгулялся или дома после сна, но перед едой. На улице место для занятий надо вы­бирать так, чтобы вокруг было как можно меньше посторонних от­влечений. Это требование, впро­чем, относится и к обучению оста­льным приемам. Перед выходом на занятия надо приготовить ла­комство — кусочки мяса, сыра или колбасы. Лакомство помещается в правом кармане так, чтобы его можно было на ходу легко достать правой рукой, когда понадобится поощрить собаку.Поставьте эрделя сбоку от Вашей левой ноги, повернитесь к не­му вполоборота, возьмите кусочек лакомства в правую руку, а левой слегка придерживайте щенка, что­бы    он    не    мог    убежать.    Затем дайте   понюхать   Вашему   ученику лакомство   и   начните   поднимать его над носом щенка вверх и назад с таким расчетом, чтобы щенок не мог его схватить и в то же время тянулся за ним и задирал голову. Как  только  Вы   почувствуете,   что щенок   вот-вот   сядет    на   задние ноги,   чтобы   еще   выше   поднять голову, подайте команду «сидеть!» и  левой  рукой   нажмите  на   круп щенка, а лакомство еще чуть-чуть приподнимите — этим    Вы    завер­шите начавшуюся  посадку.  Дайте малышу лакомство и весело похва­лите его. После 3—4 упражнений щенок     свяжет     между     собой команду,   посадку   и   лакомство   и будет охотно садиться по команде. В  дальнейшем  поднимать   лаком­ство    над   головой    у   собаки    не потребуется.  Услышав   команду  и увидев лакомство, эрделька будет быстро садиться, а еще через не­сколько   дней   будет   достаточно одной   команды   «сидеть»,   чтобы заставить щенка сесть. Много раз подряд   посадкой   заниматься   не следует: это может надоесть щен­ку, он устанет и начнутся нежела­тельные   срывы.    Следите,    чтобы при посадке круп собаки не зава­ливался   в    сторону,    обязательно поправляйте     щенка.      Исправляя ошибку при посадке, можно поль­зоваться  условной  командой  «по­правься». Когда эта команда отра­ботана — достаточно только этого слова для  исправления.

Когда   Ваш   эрдель   усвоит   вы полнение посадки, его надо приу­чать к небольшой выдержке в этом положении, т. е. между вы­полнением команды «сидеть» и дальнейшими действиями собаки должна быть определенная пауза. При первой же попытке собаки сорваться с места команда «си­деть» подается более громким и строгим голосом. Постепенно паузы нужно увеличивать до 1 минуты. Когда это упражнение бу­дет прочно усвоено, можно попро­бовать отходить от щенка на 2— 3 шага и потом обходить его кру­гом. Попытки щенка сорваться, подняться, убежать вовремя пре­секайте повторной командой «си­деть». Когда все это станет выпол­няться легко и просто, щенка начи­нают приучать к команде «ле­жать». Другой способ приучения собаки сидеть: при команде «сидеть» поводок от­тягивают назад и од­новременно левой рукой нажимают на круп, не давая собаке пятиться (см. рису­нок).

7.      «ЛЕЖАТЬ».      Выполнение команды   построено   на   том   же принципе,      что     и      выполнение команды «сидеть». Чтобы уложить щенка, надо сначала его посадить и   сделать   небольшую   выдержку. После этого, опустившись на левое колено, лицом к щенку, заинтере­суйте  малыша  лакомством,   кото­рое   должно   находиться   у   Вас   в правой руке. Когда щенок потянет­ся за лакомством, Вы придержите его слегка левой рукой за холку, а правую   опускайте   вниз,   жестом как бы приглашая щенка пригнуть морду   к   земле.   В   начале  этого жеста дайте команду «лежать»  и как только пес ляжет, дайте ему кусочек лакомства. При отработке этого приема жест, приглашающий собаку лечь вслед за лакомством, надо сочетать с движением щенка и, как только он начнет ложиться, закончить   его   более   энергично, и слегка надавить на холку и этим как бы довести щенка до положе­ния «лежать». При этом надо сле­дить, чтобы круп собаки не завали­вался  на сторону  и  в  случае  не­обходимости   поправлять   его  ле­вой рукой.

Команду «лежать» подают не­зависимо от того, сидит щенок или стоит.   В  противном  случае,  если, например, команду «лежать» по­давать только тогда, когда щенок находится в сидячем положении, у него вырабатывается нежелате­льная связь и из других положений он ложиться не будет.

В дальнейшем прием «лежать» отрабатывают таким же образом, как и «сидеть»: сначала закрепля­ется безотказное выполнение команды, а затем вырабатывается выдержка. Занятия посадкой, ук­ладкой, а также стойкой рекомен­дуем чередовать, так как разнооб­разие меньше утомляет щенка. По­сле того как собака научится вы­полнять эти команды, когда вы на­ходитесь рядом с ней, постарай­тесь научить ее работать, когда команды будут подаваться Вами с 10—25 метров. Конечно, это рас­стояние надо увеличивать посте­пенно. Необходимо приучить соба­ку следить за Вашей рукой, чтобы впоследствии можно было давать ей команду жестами.

8. «РЯДОМ». Для того, чтобы начать обучение эрделя команде «рядом», запаситесь хорошей по­рцией лакомства, как следует вы­гуляйте" щенка и, выбрав удобное место, пристегните к ошейнику поводок. Держа его в левой руке приблизительно в 20 смвыше ошейника, погладьте щенка, чтобы он не рвался вперед или в сторону. Улучив спокойное состояние щен­ка, энергично подайте команду «рядом» и одновременно начните движение по прямой ровным, не­торопливым шагом. Если щенок движется в нужном ритме, не ухо­дя и не отставая от Вашей левой ноги,  через  2—3  шага  похвалите его. Лакомство на ходу давать не следует,   иначе   можно   добиться нежелательного   эффекта — соба­ка   забегает   вперед,   тянется   во время движения к карману с ла­комством.   Поощрять   лакомством надо   во   время   остановки,   когда собака заняла правильное положе­ние— сидя   у   левой   ноги.   Когда щенок  начнет  ускорять  свой   шаг и   потянет   вперед,   сбавьте   свой шаг, сдерживая щенка на поводке и одновременно подайте команду «рядом». Если щенок сбавит шаг, похвалите   его.    Если   же    он    не послушается  и  будет  тянуть  впе­ред,  остановитесь,  успокойте его поглаживанием   и   снова   начните движение. Когда щенок отстает — наоборот,     несколько     ускорьте свой   шаг,   подайте   команду   «ря­дом!».  Слегка   подтягивая  щенка, постарайтесь   ввести   его   в   нуж­ный ритм, для этого можно пока­зать кусочек лакомства. При силь­ном  отставании   щенка надо сде­лать     остановку,     успокоить     его поглаживанием и снова начать дви­жение,  подав   команду  «рядом!». Регулируя таким образом движе­ние щенка возле своей левой ноги, проводите  упражнение   во  время прогулки 3—4 раза по 20—25 мет­ров,   чередуя  его с   повторением приемов «сидеть», «лежать», «сто­ять».    Когда    Вы    убедитесь,    что щенок   связал   команду   «рядом» с необходимостью следовать око­ло   Вашей   левой   ноги,   удлините путь    совместного    движения    до 40—50 метров  и более.

Этот прием вырабатывается дли­тельной методической работой, и лакомство при этом играет очень важную роль. Собака должна двигаться рядом с Вашей ногой при любом темпе движения: от самого медленного до галопа.

Если   щенок   плохо   поддается обучению,    можно    использовать следующий способ, часто дающий хорошие результаты. Надо воспо­льзоваться    лестницей    в    много­этажном доме, но обязательно не в том, в котором Вы живете. После хорошего   выгуливания   на   улице подведите   пса   к   лестнице   и   по­ставьте его между стеной и Вашим коленом. Затем медленно подни­майтесь  вверх  по лестнице,   при­держивая собаку  поводком.   Ще­нок, ограниченный с двух сторон, будет   вынужден   двигаться   вверх по   прямой   и   не  сможет   рваться в  стороны.  Наличие лестницы со­здаст    некоторую    неуверенность в движении щенка, и он не будет сильно тащить Вас вверх или отста­вать. Спуск совершайте в несколь­ко замедленном темпе.  Обязате­льно    делайте    остановки    через каждый    марш    лестницы.    Через недельку-другую   занятия   на   ле­стнице   можно   будет   чередовать с   занятиями   во   дворе,   а   затем и    вовсе    отказаться   от    нее.    Во время остановок не забывайте ус­покоить,  похвалить  щенка  и дать ему лакомство.

9. ПРЕПЯТСТВИЯ. Когда Ваш эрделька достигнет трехмесячного возраста, его можно начать приу­чать к прыжкам через небольшие препятствия. Это не должно быть занятием по преодолению барь­ера, когда щенок по команде обя­зан взять барьер. Это будет толь­ко новое развлечение и развитие привычки не бояться препятствий, встречающихся  на  пути. Приучать к прыжкам через низенькие барь­еры надо игрой, используя погоню за   любимой   игрушкой    малыша. Барьер в виде легкой рейки ставят на   пути   бегущего   щенка.   Очень удобно    пользоваться    барьером, когда   щенок  бежит   вдоль  стены и тонкая рейка, упирающаяся од­ним концом в стену на небольшой высоте от пола,  преграждает ма­лышу  путь.  Вместо рейки   можно использовать    невысокий    барьер­чик  из  фанеры,   чтобы  щенок   не пробегал под препятствием. Длина заграждения должна быть не ме­нее  1,5 метров, чтобы щенок, до­гоняющий брошенную  вдоль сте­ны    игрушку,    не    имел    времени обежать   препятствие,   а   был   вы­нужден  сгоряча  перемахнуть   че­рез барьер.  Потом  рейку можно класть и на два чурбачка; в подоб­ном случае она будет для щенка настоящим  барьером.  Первонача­льная   высота   чурбачков   не  дол­жна  превышать   10 см.   Во  время игры     можно     разрешить     2—3 прыжка через барьер. Недели че­рез две высоту чурбачков  можно довести до 15 см, а еще через две недели — 20 см. Предельная высо­та препятствия для четырехмесяч­ного щенка не должна превышать 25  см;   число  прыжков   во  время игры — не  более   четырех.   В  по­следующем игра сменится настоя­щей дрессировкой. Более серьез­ные занятия по преодолению пре­пятствия   отлично   развивают   му­скулатуру   задних   ног   и   для   эр­дельтерьера,  как собаки  квадрат­ного     формата,     рекомендуются особенно.   Упражнения   с   рейкой помогут  Вам  научить щенка прыгать способом «ласточка», т. е. не касаясь лапами препятствия. Пры­гать стоит через штакетник, при первых попытках, пока щенок не освоился с ним, на штакет можно класть рейку.

Первоначальное обучение сво­дится к тому, что хозяин, встав рядом с препятствием, заносит над ним лакомство и одновремен­но подает команду «барьер!». Как только щенок перепрыгнет за ла­комством через барьер, его надо похвалить и дать угощение. Уловив момент, когда щенок собирается прыгнуть, Вы должны помочь ему решиться на это жестом над барь­ером, как бы выражая этим при­глашение сделать прыжок. Обыч­но прыжок через 30-сантиметро­вый штакетник для щенка, уже знакомого с этим упражнением по играм, не представляет затрудне­ний, и через 2—3 дня Ваш эрдель­ка по первой команде и жесту охотно возьмет барьер. Ежеднев­но   не   стоит   делать   более   2—3 прыжков, следите, чтобы они не надоели псу; если он заупрямился, надо любыми средствами добить­ся, чтобы прыжок был совершен, а затем прекратить занятие и перей­ти на веселую игру. В случае необ­ходимости и чтобы подбодрить малыша — прыгните вместе с ним, если барьер невысок. Высоту пре­пятствия надо строго соразме­рять с возможностями щенка, уве­личивать высоту более 50 см не следует. Прыжки через штакетник можно чередовать с прыжками через планку, следя за тем, чтобы пес не нырял под нее и не обегал стороной. В дальнейшем на дрес­сировочной площадке Вашему эрделю будет не так уж и сложно освоить прыжки через высокие сплошные препятствия.

Неплохо обучить собаку пры­гать в длину. Для этого удобно использовать траншею с различ­ной шириной. Упражнения следует начинать с узкого участка и посте­пенно заставлять собаку перепрыгивать через более широкую часть. В дальнейшем можно ис­пользовать два штакетника, рас­стояние между которыми увеличи­вается по мере обучения.

Одновременно учите щенка ходить по буму, а также лежать, сидеть и стоять на нем. Вместо бума можно использовать скамей­ку. Поставив щенка на бум, дайте команду «вперед». Правой рукой держите за ошейник, а левой под живот, пока щенок не начнет хо­дить по буму самостоятельно. С возрастом высоту и длину бума нужно увеличивать.

10. «АППОРТ». Коротко расска­жем об обучении собаки аппортировке. Так называется подноска хозяину различных брошенных предметов. Это одна из самых сложных команд в общем курсе дрессировки. В качестве аппорти-ровочных предметов лучше всего использовать игрушки, к которым щенок проявляет наибольший ин­терес. Помашите перед мордой щенка игрушкой, раззадорьте его и, отбросив недалеко от себя, по­дайте команду «аппорт». Как толь­ко щенок побежит и схватит иг­рушку, подайте команду «ко мне» и немного отбегите от малыша. В большинстве случаев щенок, за­метив, что Вы удаляетесь от него, и услышав знакомую команду «ко мне», подбежит к Вам, не успев выпустить игрушки из зубов. В та­ком случае немедленно произне­сите команду «дай», покажите ла­комство, возьмите другой рукой игрушку (если щенок не отдает ее — не вытягивайте, а аккуратно разожмите пасть и выньте игрушку) и поощрите щенка восклицани­ем «хорошо!» и лакомством. Если щенок бросает аппорт — сделайте шаг навстречу и возьмите игрушку до   того,   как   он   ее   бросит.   Не делайте команду сразу же обяза­тельной для выполнения. Сначала это  должна  быть   ни   к   чему   не обязывающая игра: важно у щенка развить интерес к предмету, что­бы он хватал за него зубами. Если никак  не  удается  заинтересовать щенка аппортом, привяжите его на длинный шпагат и медленно потя­ните   по   земле.   Охотничий   инс­тинкт   заставит   пса   броситься   за уползающим   предметом   и   схва­тить его зубами. Подтяните щенка за веревку и, дав команду «дай!», осторожно выньте аппорт из пасти, дайте   лакомство   и   спрячьте   иг­рушку за спину. После такой игры щенок   заинтересуется    аппортом и  начнет  брать  брошенный   Вами предмет.   Игра игрой,  но следите за тем, чтобы из аппортировки не получилась   игра   в   догонялки   за собакой, улепетывающей с аппортировочным   предметом   в   зубах и  воспринимающей команду «ап­порт»   как   приглашение   к   такой игре. Если собака не желает под­ходить к Вам после того, как под­няла   предмет,   убегает   с   ним   и грызет его — привяжите аппорт на длинную веревку. После того, как Вы   бросили    предмет    и    собака схватила его, подайте команду «ко мне», подтягивая за веревку эрделя к себе. Потом похвалите его как ни в чем не бывало и дайте лаком­ство.

11.    «ГОЛОС».    Протяните   по направлению к собаке руку, зажатую в кулак, и дайте команду «голос». Это нужно проделывать в основном тогда, когда собака залаяла бы и без команды, напри­мер перед прогулкой, едой, раз­решением побегать и т. д. Закреп­ляйте связь между лаем и коман­дой с помощью лакомства и похва­лы..

А в заключение этого краткого обзора о начальном воспитании Вашего друга мы расскажем еще об одной команде

12. «ПОКАЖИ ЗУБЫ» — коман­да, необходимая на выставке, при осмотре зубов. Посадите собаку у левой ноги, .подайте команду и одновременно раздвиньте губы пса большими пальцами рук, пред­варительно положенными так: правая ладонь снизу, а левая — сверху морды собаки, но ни в ко­ем случае нельзя касаться мочки носа. Через небольшой промежу­ток времени отпустите щенка, по­ощрите его поглаживанием и ла­комством.

Конечно, мы не ставили перед собой задачу описать все тонкости общего курса дрессировки, это скорее пособие по вводному кур­су послушания. Мы хотели бы, чтобы этот раздел помог Вам луч­ше понять психологию собаки. О многих других приемах обуче­ния Вам лучше детально узнать у инструктора дрессировочной площадки. Систематические заня­тия на площадке стоит начать с 6—8 месяцев.

Самое трудное — вырастить собаку до 1—1,5 лет. Потом будет гораздо легче. Ваш эрдель прине­сет Вам много радости. Его привя­занность станет наградой за все хлопоты и тревоги. У Вас будет верный друг и защитник.

 

КНИГИ ПО ВОСПИТАНИЮ И УХОДУ ЗА СОБАКОЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Copyright © 2006 - aiРЭДale .
  
Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации

Hosted by uCoz